Тема урока: «Систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях»
Форма урока: семинар (2 часа)
Задачи урока:
Учебные:
- Повторить и систематизировать знания учащихся о ранее изученных классах кислородсодержащих органических соединениях: спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах;
- Закрепить знание номенклатуры спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, рассмотреть взаимосвязь строения и свойств кислородосодержащих органических соединений, выявить генетическую связь между изученными классами кислородсодержащих органических соединений;
- Способствовать выработке навыков решения расчетных задач и цепочек уравнений, в которых проверяются знания учащихся о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях;
- Проверить уровень усвоения учащимися знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию трудолюбия, ответственности, исполнительности, добросовестности;
- Воспитать навыки индивидуальной и коллективной работы.
Развивающие:
- Способствовать развитию логического построения мыслей, умения обобщать, систематизировать, делать выводы;
- Развивать способность анализировать, выстраивать причинно-следственные связи, проводить аналогии;
- Развить самостоятельность, внимательность и сосредоточенность.
Методы проведения урока:
- словесные (беседа);
- практические (упражнения).
Оборудование: доска, раздаточный материал (задания самостоятельной работы).
План урока:
- Номенклатура спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов;
- Взаимосвязь строения и свойств кислородосодержащих органических соединений;
- Генетическая связь между спиртами, фенолами и карбонильными соединениями;
- Решение задач;
- Самостоятельная работа.
Ход урока
Организационный момент
На прошлом уроке были рассмотрены определение, номенклатура, физические и химические свойства спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, а также качественные реакции на них. Сегодня рассмотрим взаимное влияние атомов в молекулах изученных соединений, сравним их кислотные свойства, проследим генетическую связь между спиртами, фенолами и карбонильными соединениями, решив цепочки превращений. На втором уроке решим задачу и в конце урока напишем самостоятельную работу.
Систематизация и обобщение знаний
Ученик выполняет задание у доски: Назвать по номенклатуре соединения, изображенные на доске (Рисунок 1).
Рисунок 1 – задание на знание номенклатуры спиртов, фенолов, карбонильных соединений
Ответ: 1) пропен-3-ол-1 2) 4-трет-бутилфенол 3) пентандиаль 4) 3-бутилциклопентанол-1 5) амилизопропилкетон
Ученик выполняет задание у доски: Рассказать о взаимном влиянии атомов в молекуле спирта, фенола, альдегида и кетона.
Пока два ученика работают у доски, с классом проводится опрос-беседа по домашнему заданию:
По каким признакам классифицируют спирты, фенолы, альдегиды и кетоны?
Ученик выполняет задание у доски:
Расположить вещества в ряд по возрастанию кислотности – фенол, бутанол, 3-метилфенол, 2,4,6-триметилфенол, этанол, 3-нитрофенол, вода.
Ответ: бутанол, этанол, вода, 2,4,6-триметилфенол, 3-метилфенол, фенол, 3-нитрофенол.
После рассмотрения взаимного влияния атомов в спиртах, фенолах, карбонильных соединениях и сравнения кислотных свойств делается вывод:
Спирты и фенолы обладают кислотными свойствами, карбонильные соединения – нет. Кислотность кислородсодержащих соединений увеличивается в ряду: спирт-вода-фенол. С увеличением длины углеводородного радикала в спиртах кислотность снижается. Электронодонорные заместители в бензольном ядре уменьшают кислотные свойств фенола, электроноакцепторные – увеличивают.
Решение цепочек превращений:
- бензол → хлорбензол → фенол → пикриновая кислота
Цепочки превращений решают несколько учеников у доски, параллельно ученики решают их в тетрадях. При возникновении затруднений у отвечающего у доски, ученики помогают и дополняют с места.
Решение задачи у доски [1, упражнение 12, страница 206]:
При окислении 1,18 г смеси муравьиного и уксусного альдегидов избытком аммиачного раствора оксида серебра образовалось 8,64 г осадка. Определите массовые доли альдегидов в смеси.
Ответ: 25,4% НСНО, 74,6% СН3СНО.
Проведение самостоятельной работы
Скачать раздаточный материал (28.02 KB)
Вариант 1
Задание 1
На рисунке приведена структурная формула ментола.
- Назовите данное соединение по систематической номенклатуре.
- Укажите к какому классу принадлежит данное соединение.
- Классифицируйте его.
Ответ: 2-изопропил-5-метил-циклогексанол, спирт, одноатомный, предельный, вторичный.
Задание 2
Из предложенного перечня выберите вещества, с которыми фенол не взаимодействует:
- сероводород
- метаналь
- метан
- азотная кислота
- бромная вода
- хлорид железа (III)
Ответ: 13
Задание 3
Формальдегид массой 2,4 г обработали аммиачным раствором оксида серебра. Какая масса серебра может быть восстановлена в результате реакции?
Ответ: 34,56 г
Вариант 2
Задание 1
На рисунке приведена структурная формула тимола.
- Назовите данное соединение по систематической номенклатуре.
- Укажите к какому классу принадлежит данное соединение.
- Классифицируйте его.
Ответ: 2-изопропил-5-метил-фенол, фенол, одноатомный
Задание 2
Из предложенного перечня выберите вещества, которые реагируют со свежеосаждённым гидроксидом меди (II):
- этилацетат
- пропанол-1
- ацетон
- формальдегид
- этиленгликоль
- о-крезол
Ответ: 45
Задание 3
Порцию раствора фенола в толуоле массой 20 г обработали избытком натрия. В результате реакции образовался газ объемом 672 мл (н.у.). Вычислите массовую долю фенола в растворе толуола.
Ответ: 28,2%
Оглашение оценок, домашнего задания
Домашнее задание – подготовка к контрольной работе.
Использованные ресурсы
- Габриелян, О. С. Химия. 10 класс. Углубленный уровень: учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. Ю. Пономарев. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 366 с.
- Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии. 10 класс: к УМК О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой (М.: Дрофа); Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана (М.: Просвещение); Л. С. Гузея и др. (М.: Дрофа) : универсальное издание / М. Ю. Горковенко. – Москва : ВАКО, 2016. – 317 с.
- Николенко, Т. П. Конспект урока «Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях» / Т. П. Николенко // Конспект урока «Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях» [Электронный ресурс] / Ивантеевки. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/509622, свободный.
- Кузнецова Н. Е. Задачник по химии: 10 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, А. Н. Лёвкин. – М.: Вентан-Граф, 2011. – 144 с.
- Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Химия [Электронный ресурс] / Разработчик: Центр интеллектуальных инициатив. – Режим доступа: https://chem-ege.sdamgia.ru, свободный.