План-конспект урока химии в 10 классе по теме Систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях

Тема урока: «Систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях»

Форма урока: семинар (2 часа)

Задачи урока:

Учебные:

  1. Повторить и систематизировать знания учащихся о ранее изученных классах кислородсодержащих органических соединениях: спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах;
  2. Закрепить знание номенклатуры спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, рассмотреть взаимосвязь строения и свойств кислородосодержащих органических соединений, выявить генетическую связь между изученными классами кислородсодержащих органических соединений;
  3. Способствовать выработке навыков решения расчетных задач и цепочек уравнений, в которых проверяются знания учащихся о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях;
  4. Проверить уровень усвоения учащимися знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию трудолюбия, ответственности, исполнительности, добросовестности;
  2. Воспитать навыки индивидуальной и коллективной работы.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию логического построения мыслей, умения обобщать, систематизировать, делать выводы;
  2. Развивать способность анализировать, выстраивать причинно-следственные связи, проводить аналогии;
  3. Развить самостоятельность, внимательность и сосредоточенность.

Методы проведения урока:

  • словесные (беседа);
  • практические (упражнения).

Оборудование: доска, раздаточный материал (задания самостоятельной работы).

План урока:

  1. Номенклатура спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов;
  2. Взаимосвязь строения и свойств кислородосодержащих органических соединений;
  3. Генетическая связь между спиртами, фенолами и карбонильными соединениями;
  4. Решение задач;
  5. Самостоятельная работа.

Ход урока

Организационный момент

На прошлом уроке были рассмотрены определение, номенклатура, физические и химические свойства спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, а также качественные реакции на них. Сегодня рассмотрим взаимное влияние атомов в молекулах изученных соединений, сравним их кислотные свойства, проследим генетическую связь между спиртами, фенолами и карбонильными соединениями, решив цепочки превращений. На втором уроке решим задачу и в конце урока напишем самостоятельную работу.

Систематизация и обобщение знаний

Ученик выполняет задание у доски: Назвать по номенклатуре соединения, изображенные на доске (Рисунок 1).

номенклатура

Рисунок 1 – задание на знание номенклатуры спиртов, фенолов, карбонильных соединений

Ответ: 1) пропен-3-ол-1 2) 4-трет-бутилфенол 3) пентандиаль 4) 3-бутилциклопентанол-1 5) амилизопропилкетон

Ученик выполняет задание у доски: Рассказать о взаимном влиянии атомов в молекуле спирта, фенола, альдегида и кетона.

Пока два ученика работают у доски, с классом проводится опрос-беседа по домашнему заданию:
По каким признакам классифицируют спирты, фенолы, альдегиды и кетоны?

Ученик выполняет задание у доски:
Расположить вещества в ряд по возрастанию кислотности – фенол, бутанол, 3-метилфенол, 2,4,6-триметилфенол, этанол, 3-нитрофенол, вода.

Ответ: бутанол, этанол, вода, 2,4,6-триметилфенол, 3-метилфенол, фенол, 3-нитрофенол.

После рассмотрения взаимного влияния атомов в спиртах, фенолах, карбонильных соединениях и сравнения кислотных свойств  делается вывод:

Спирты и фенолы обладают кислотными свойствами, карбонильные соединения – нет. Кислотность кислородсодержащих соединений увеличивается в ряду: спирт-вода-фенол. С увеличением длины углеводородного радикала в спиртах кислотность снижается. Электронодонорные заместители в бензольном ядре уменьшают кислотные свойств фенола, электроноакцепторные – увеличивают.

Решение цепочек превращений:

  1. бензол → хлорбензол → фенол → пикриновая кислота
  2. цепочка превращений

Цепочки превращений решают несколько учеников у доски, параллельно ученики решают их в тетрадях. При возникновении затруднений у отвечающего у доски, ученики помогают и дополняют с места.

Решение задачи у доски [1, упражнение 12, страница 206]:

При окислении 1,18 г смеси муравьиного и уксусного альдегидов избытком аммиачного раствора оксида серебра образовалось 8,64 г осадка. Определите массовые доли альдегидов в смеси.

Ответ: 25,4% НСНО, 74,6% СН3СНО.

Проведение самостоятельной работы


Скачать раздаточный материал (28.02 KB)


Вариант 1

Задание 1

ментол

На рисунке приведена структурная формула ментола.

  1. Назовите данное соединение по систематической номенклатуре.
  2. Укажите к какому классу принадлежит данное соединение.
  3. Классифицируйте его.

Ответ: 2-изопропил-5-метил-циклогексанол, спирт, одноатомный, предельный, вторичный.

Задание 2

Из предложенного перечня выберите вещества, с которыми фенол не взаимодействует:

  1. сероводород
  2. метаналь
  3. метан
  4. азотная кислота
  5. бромная вода
  6. хлорид железа (III)

Ответ: 13

Задание 3

Формальдегид массой 2,4 г обработали аммиачным раствором оксида серебра. Какая масса серебра может быть восстановлена в результате реакции?

Ответ: 34,56 г

Вариант 2

Задание 1

тимол

На рисунке приведена структурная формула тимола.

  1. Назовите данное соединение по систематической номенклатуре.
  2. Укажите к какому классу принадлежит данное соединение.
  3. Классифицируйте его.

Ответ: 2-изопропил-5-метил-фенол, фенол, одноатомный

Задание 2

Из предложенного перечня выберите вещества, которые реагируют со свежеосаждённым гидроксидом меди (II):

  1. этилацетат
  2. пропанол-1
  3. ацетон
  4. формальдегид   
  5. этиленгликоль
  6. о-крезол

Ответ: 45

Задание 3

Порцию раствора фенола в толуоле массой 20 г обработали избытком натрия. В результате реакции образовался газ объемом 672 мл (н.у.). Вычислите массовую долю фенола в растворе толуола.

Ответ: 28,2%

Оглашение оценок, домашнего задания

Домашнее задание – подготовка к контрольной работе.

Использованные ресурсы

  1. Габриелян, О. С. Химия. 10 класс. Углубленный уровень: учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. Ю. Пономарев. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 366 с.
  2. Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии. 10 класс: к УМК О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой (М.: Дрофа); Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана (М.: Просвещение); Л. С. Гузея и др. (М.: Дрофа) : универсальное издание / М. Ю. Горковенко. – Москва : ВАКО, 2016. – 317 с.
  3. Николенко, Т. П. Конспект урока «Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях» / Т. П. Николенко // Конспект урока «Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях» [Электронный ресурс] / Ивантеевки. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/509622, свободный.
  4. Кузнецова Н. Е. Задачник по химии: 10 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, А. Н. Лёвкин. – М.: Вентан-Граф, 2011. – 144 с.
  5. Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Химия [Электронный ресурс] / Разработчик: Центр интеллектуальных инициатив. – Режим доступа: https://chem-ege.sdamgia.ru, свободный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *