Трактат «Этика, доказанная в геометрическом порядке» (Этика, показанная геометрическими средствами) состоит из пяти частей. Произведение строго структурировано: состоит из определений, аксиом, теорем, доказательств, схолий, короллариев. Цель «Этики» — помочь людям дать верное направление собственному существованию.
Первая часть посвящена размышлениям о боге. По мнению Спинозы, идея бога – главная из идей. Существование бога есть его сущность. Бог как все сущее, не имеющее начала и конца, можно отождествлять с богом. Вводится понятие субстанции – то, что существует само по себе, представляется само через себя. Этика посвящена исследованию относящихся к человеку атрибутов(состояний). Величайшая добродетель – познавать бога.
Во второй части исследуются свойства познания. Роды познания: чувственное понимание с помощью абстрактного разума и интуитивное – познание, позволяющее полюбить бога. Человек, в первую очередь, тело, обладающее сознанием, а потом – познающий субъект.
В третей части анализируется личность человека. Человеческая сущность определяется желаем – упорствованием в своем бытие, направленное на поддержание существования. Тремя врожденными чувствами, появляющимися как формы любви и ненависти, являются желание, радость и печаль.
Четвертая часть посвящена человеческой зависимости. Она определяется аффектами (чувствами). Спиноза считает, что от природы возможен переход от простого осознания к истинному знанию души. Дается определение добродетели – утверждение радости бытия и существования. Добродетель существует вместе с знанием и позволяет перейти от зависимости к свободе.
В пятой части описывается процесс перехода от чувственного к адекватному знанию. Через познание самого себя человек может стать свободным – слиться с миром в одно целое.
Спиноза, стремясь создать систему способную обосновать амбиции неограниченного рационализма и пытаясь научить людей мыслить, как мыслит бог, внес большой вклад в развитие философии.
Вильгельм Дильтей – Сущность философии
Герберт Спенсер – Синтетическая философия
Артур Шопенгауэр – Мир как воля и представление
Людвиг Андреас Фейербах – Основные положения философии будущего
Карл Маркс – К критике политической экономии. Предисловие
Фридрих Энгельс – Диалектика природы. Глава Основные формы движения материи
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – Наука логики. С чего должно совершаться начало науки?
Иоганн Готлиб Фихте – О понятии наукоучения или так называемой философии. О назначении ученого
Поль Анри Гольбах – Система природы
Дени Дидро – Философские принципы относительно материи и движения
Иммануил Кант – Критика чистого разума
Жюльен Офре де Ламетри – Человек-машина
Готфрид Вильгельм – Лейбниц Монадология
Беркли Джордж – Трактат о Принципах Человеческого Знания
Дэвид Юм – Трактат о Человеческой Природе. Книга первая. О познании