«Новый органон или истинные указания для истолкования природы» – вторая часть трактата «Великое восстановление наук». Издана незаконченной.
Произведение посвященно учению о методе. Бэкон ставит цель с помощью метода помочь разуму раскрыть тайны природы. Он противопоставляет Органону Аристотеля новый метод познания природы, заключающееся в увеличении власти человека над ней. Чтобы управлять природой, надо понимать ее внутренние причины (формы) и не искажать ее образа. Природа побеждается подчинением ей.
Познанию истины препятствуют заблуждения людей – идолы. От идолов сложно, но возможно избавиться, правильно организовав исследование. Рассматриваются 4 идола:
- Идолы рода – искажение реальной природы вещей из-за склонности по своей природе к привычному и удобному.
- Идолы пещеры – заблуждения, узость взглядов отдельного человека, искажающие истинную природу вещей.
- Идолы площади – происходят из сообщества людей. Неправильное толкование слов в процессе общения людей ведет к бесчисленным спорам.
- Идолы театра – приверженность людей к односторонним теориям и превратным доказательствам.
По Бэкону истинным методом познания является индукция – рациональный способ анализа опытных данных, производящий в опыте разделение и отбор и путем должных исключений наводящий на необходимые обобщения и аксиомы. Структуру индукции составляют «таблицы открытий»:
- Таблица присутствия – достаточное число разных случаев явления
- Таблица отсутствия – достаточное число случаев подобных первом, где явление отсутствует
- Таблица степеней – случай, где наблюдается изменение интенсивности явления
Анализ таблиц позволяет выявить внутреннюю причину (форму) явления.
Новый Органон положил начало методологии опытной науки.
Вильгельм Дильтей – Сущность философии
Герберт Спенсер – Синтетическая философия
Артур Шопенгауэр – Мир как воля и представление
Людвиг Андреас Фейербах – Основные положения философии будущего
Карл Маркс – К критике политической экономии. Предисловие
Фридрих Энгельс – Диалектика природы. Глава Основные формы движения материи
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – Наука логики. С чего должно совершаться начало науки?
Иоганн Готлиб Фихте – О понятии наукоучения или так называемой философии. О назначении ученого
Поль Анри Гольбах – Система природы
Дени Дидро – Философские принципы относительно материи и движения
Иммануил Кант – Критика чистого разума
Жюльен Офре де Ламетри – Человек-машина
Готфрид Вильгельм – Лейбниц Монадология
Беркли Джордж – Трактат о Принципах Человеческого Знания
Дэвид Юм – Трактат о Человеческой Природе. Книга первая. О познании