«О понятии наукоучения или т.н. философии» входит в комплекс сочинений Фихте «Наукоучение». «О назначении учёного» – четвёртая лекция работы «Несколько лекций о назначении учёного».
Целью работы является определение назначения учёного, его отношение к человечеству, сословиям; определение средств, с помощью которых он достигает в возвышенного назначения.
По мнению Фихте, чтобы определить назначение учёного, необходимо выяснить назначение человека. Последние зависит от того, как рассматривается человек: чистое, изолированное Я или не-Я. Фихте приходит к выводу, что последня и высшая цель Я – полное согласии с самим собой, согласие вещей вне человека с практическими понятиями о них. Последняя конечная цель – подчинить себе всё разумное, свободно или овладеть согласно собственному закону. Но так как цель должна быть недостижима, а путь к ней бесконечен, то истинное назначение – усовершенствование до бесконечности.
Но человек не существует изолированно он предназначен для жизни в обществе поэтому назначение человека в обществе Общая совершенствования.
По Фихте существуют три вида познания:
- философское (основано на чистых положениях разума)
- философско-историческое (основано на опыте)
- историческое (основано на наблюдении за миром)
В сумме они составляют учёность. Учёный – тот, кто посвещает жизнь приобретению этих знаний. Действительное назначение учёного сословия – наблюдение за развитием человечества и способствование ему. Учёный предназначен для общества. Он должен оградить себя от замкнутости в отношении чужих мнений, потому что нельзя быть образованным настолько чтобы не мочь познать что-то новое.
По своему назначению учёный – учитель человеческого рода. Свои знания он применяет для пользы общества. Учёный должен быть нравственно лучшим человеком своего века – высшая ступень возможного на данном этапе человеческого развития.
Вильгельм Дильтей – Сущность философии
Герберт Спенсер – Синтетическая философия
Артур Шопенгауэр – Мир как воля и представление
Людвиг Андреас Фейербах – Основные положения философии будущего
Карл Маркс – К критике политической экономии. Предисловие
Фридрих Энгельс – Диалектика природы. Глава Основные формы движения материи
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – Наука логики. С чего должно совершаться начало науки?
Иоганн Готлиб Фихте – О понятии наукоучения или так называемой философии. О назначении ученого
Поль Анри Гольбах – Система природы
Дени Дидро – Философские принципы относительно материи и движения
Иммануил Кант – Критика чистого разума
Жюльен Офре де Ламетри – Человек-машина
Готфрид Вильгельм – Лейбниц Монадология
Беркли Джордж – Трактат о Принципах Человеческого Знания
Дэвид Юм – Трактат о Человеческой Природе. Книга первая. О познании