Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Диалектика – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.
Основные составляющие воспитания
- наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний
- освоение человеком социального опыта и развитие его личности и индивидуальности
- социальная направленность воздействия в виде наличия образца, социально-культурные ориентиры, идеалы, а также соответствие процесса-воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества
- целенаправленность воздействия
Особенности воспитательного процесса
Многофакторность
Воспитательный процесс осуществляется не только в школе, но и в семье, во внешкольных учреждениях. Серьёзное влияние на формирование сознания и поведения учащихся, на развитие их чувств оказывают литература и искусство, радио
и телевидение, кино и театр.
Ступенчатость
Ступени процесса воспитания не всегда совпадают с воз растными ступенями развития школьников. Одни из них развиваются быстрее, другие – медленнее. Этим можно объяснить, что уровень развития не всегда совпадает с возрастом, со ступенями обучения.
Концентризм
В процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится возвращаться неоднократно. Повторение носит сложный характер, оно сопровождается последующим расширением и углублением в соответствии с озрастными особенностями и уровнем воспитанности.
Длительность
Процесс воспитания начинается задолго до поступления детей в школу и продолжается после школы. Человек воспитывается или перевоспиты вается и в зрелые годы. Он продолжает накапливать и совершен ствовать свой трудовой,
моральный опыт, расширяет и углубляет свои знания.
Двусторонность и активность
Воспитанник – это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важнейшая задача педагога воспитать у учащихся постоянную потреб ность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо вызвать у воспитанников волну собственных усилий, максимально развить их самостоятельность.
Результаты воспитательного процесса малозаметны
Каждый педагог должен помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся условиях, в иных общественных отношениях. Поэтому в воспитательной работе следует учитывать не только потребность сегодняшнего дня,
но и перспективы технического прогресса и общественного развития.
Диалектика воспитательного процесса
Диалектика систем воспитания в достаточной мере обнаруживает себя по четырем линиям развития диалектических противоположностей: общественная система воспитания – семейная система воспитания, единая система воспитания – разрозненная система воспитания, система отдельного воспитания – система всеобщего воспитания, частная система воспитания – государственная система воспитания.
Принципы воспитательного процесса
- диалектического монизма
- воспитания жизнью
- целенаправленного воспитания
- диалектического совершенства
- единства системы
- приоритетности совершенствования индивида
- гуманизации
- независимости от государства
- общинности
- научности
- систематичности
- наглядности
- доступности
- осмысленности, сознательности,
- основательности, прочности
- диалектического единства
- формального и содержательного образования
- диалектического единства поощрения и наказания
- многоязычности
По лекции «Сущность и особенности воспитательного процесса».