Конспект по статье Добролюбова Луч света в темном царстве

Предметом драмы должно быть событие, где мы видим борьбу страсти и долга – с несчастными последствиями победы страсти или с счастливыми, когда побеждает долг.
В драме должно быть единство действия, и она должна быть написана высоким литературным языком. «Гроза» не удовлетворяет самой существенной цели драмы – внушить уважение к нравственному долгу и показать пагубные последствия увлечения страстью.
Не так понят и выражен русский сильный характер в «Грозе». Он прежде всего поражает на своей противоположностью всяким самодурным началам. Ему лучше гибель нежели жизнь в противных условиях. Он водится не практическими соображениями, а просто натурою.
Конец драмы кажется отрадным: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше. На этот счет мы имеем в самой драме страшное свидетельство, говорящее нам, что жизнь в «темном царстве» лучше/хуже смерти.

Катерина

Катерина представляется в драме не только не в достаточно мрачном свете, но даже с сиянием мученичества. Она говорит так хорошо, так жалобно страдает, что вы вооружаетесь против её притеснителей, оправдывая её порок. В монологах Катерины видно, что она до конца водится своей натурой, а не заданными решениями. Она решилась умереть, страшась мысли, что это грех. Катерина при этом старается доказать нам и себе, что её можно простить, так как ей уж очень тяжело.