Презентация Особенности воспитательного процесса. Диалектика процесса воспитания

Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Диалектика – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.

Основные составляющие воспитания

  • наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний
  • освоение человеком социального опыта и развитие его личности и индивидуальности
  • социальная направленность воздействия в виде наличия образца, социально-культурные ориентиры, идеалы, а также соответствие процесса-воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества
  • целенаправленность воздействия

Особенности воспитательного процесса

Многофакторность

Воспитательный процесс осуществляется не только в школе, но и в семье, во внешкольных учреждениях. Серьёзное влияние на формирование сознания и поведения учащихся, на развитие их чувств оказывают литература и искусство, радио
и телевидение, кино и театр.

Ступенчатость

Ступени процесса воспитания не всегда совпадают с воз растными ступенями развития школьников. Одни из них развиваются быстрее, другие – медленнее. Этим можно объяснить, что уровень развития не всегда совпадает с возрастом, со ступенями обучения.

Концентризм

В процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится возвращаться неоднократно. Повторение носит сложный характер, оно сопровождается последующим расширением и углублением в соответствии с озрастными особенностями и уровнем воспитанности.

Длительность

Процесс воспитания начинается задолго до поступления детей в школу и продолжается после школы. Человек воспитывается или перевоспиты вается и в зрелые годы. Он продолжает накапливать и совершен ствовать свой трудовой,
моральный опыт, расширяет и углубляет свои знания.

Двусторонность и активность

Воспитанник – это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важнейшая задача педагога воспитать у учащихся постоянную потреб ность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо вызвать у воспитанников волну собственных усилий, максимально развить их самостоятельность.

Результаты воспитательного процесса малозаметны

Каждый педагог должен помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся условиях, в иных общественных отношениях. Поэтому в воспитательной работе следует учитывать не только потребность сегодняшнего дня,
но и перспективы технического прогресса и общественного развития.

Диалектика воспитательного процесса

Диалектика систем воспитания в достаточной мере обнаруживает себя по четырем линиям развития диалектических противоположностей: общественная система воспитания – семейная система воспитания, единая система воспитания – разрозненная система воспитания, система отдельного воспитания – система всеобщего воспитания, частная система воспитания – государственная система воспитания.

Принципы воспитательного процесса

  • диалектического монизма
  • воспитания жизнью
  • целенаправленного воспитания
  • диалектического совершенства
  • единства системы
  • приоритетности совершенствования индивида
  • гуманизации
  • независимости от государства
  • общинности
  • научности
  • систематичности
  • наглядности
  • доступности
  • осмысленности, сознательности,
  • основательности, прочности
  • диалектического единства
  • формального и содержательного образования
  • диалектического единства поощрения и наказания
  • многоязычности

По лекции «Сущность и особенности воспитательного процесса».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *