Трактат «Рассуждение о методе, чтобы лучше направлять свой разум и отыскивать истину в науках» состоит из 6 частей:
- Соображения, касающиеся наук.
- Основные правила метода.
- Несколько правил морали, извлеченных из этого метода.
- Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие Души, или основания метафизики.
- Порядок физических вопросов.
- Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы.
По мнению Декарта недостаточно иметь хороший разум – главное хорошо его применять. Хорошо направлять свой разум, увеличивать свои знания, доводить их до высшей степени позволяет метод. Декарт выделяет четыре главных правила метода:
- не принимать за истину то, что нельзя принимать таковым с очевидностью, избегать поспешности и предубеждения, включать в суждения ясное, отчётливое, несомненное
- делить трудности на части, чтобы лучше их разрешить
- руководить ходом мыслей, начинать с познания простого и постепенно переходить к сложному
- делать общие обзоры, чтобы ничего не пропустить
Таким образом, если не принимать за истинное то, что не является таковым, соблюдать порядок в ходе мыслей, не будет истин, которые нельзя было бы раскрыть.
Декарт не пытается научить обязательному методу, а показывает, как он сам направлял свой разум. Декарт приобрел опыт, изучив Великую книгу мира – путешествуя, впоследствии решив изучать самого себя. Из метода Декарт извлекает некоторые правила морали:
- повиноваться законам и обычаям страны придерживаюсь религии
- решительность в действиях
- стремиться побеждать себя, а не судьбу, менять себя, а не мир
- достаточно правильно судить чтобы правильно поступать
Первый принцип философии по Декарту: Я мыслю, следовательно, я существую. Из этого принципа он приходит к идее субстанции, которая не зависит от материального и сущность которой есть мышление; и к идее бога, являющимся совершеннейшим существом.
Метод позволил Декарту пользоваться разумом как можно лучше, представлять предметы ясно и отчётливо, легко разрешать вопросы сложных наук.
Вильгельм Дильтей – Сущность философии
Герберт Спенсер – Синтетическая философия
Артур Шопенгауэр – Мир как воля и представление
Людвиг Андреас Фейербах – Основные положения философии будущего
Карл Маркс – К критике политической экономии. Предисловие
Фридрих Энгельс – Диалектика природы. Глава Основные формы движения материи
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – Наука логики. С чего должно совершаться начало науки?
Иоганн Готлиб Фихте – О понятии наукоучения или так называемой философии. О назначении ученого
Поль Анри Гольбах – Система природы
Дени Дидро – Философские принципы относительно материи и движения
Иммануил Кант – Критика чистого разума
Жюльен Офре де Ламетри – Человек-машина
Готфрид Вильгельм – Лейбниц Монадология
Беркли Джордж – Трактат о Принципах Человеческого Знания
Дэвид Юм – Трактат о Человеческой Природе. Книга первая. О познании