Кант обозначил задачу осуществить критику способности разума в отношении всех познаний; предметом критики является природа самого познания. Предметы должны сообразовываться с нашим познанием – такова формула революции в способе мышления.
Кант делит познание на априорное (не зависит от опыта) и апостериорное (коренится в опыте). Таким образом, основной вопрос критики чистого разума – как возможны синтетические суждения априори в математике, естествознании и новой метафизике. Априорное знание – всеобщее, необходимое знание. Априорные знания анализируются на уровне всех способностей:
- восприимчивость (чувственность)
- суждение (рассудок)
- умозаключение (разум)
Кант различает два вида логики:
- обычная – изучает формы мышления независимо от содержания
- трансцендентальная – изучает принципы логического мышления
Трансцендентальная логика делится на трансцендентальную аналитику (учение о рассудке) и трансцендентальную диалектику (учение о разуме).
По Канту, предмет можно познать лишь потому, что он – объект чувственного созерцания, то есть в качестве явления (вещь саму по себе познать нельзя).
Рассудок – «нечувственная» способность познания, творческая деятельность, тесно связанная с опытом. Для рассудочного мышления необходимы основные понятия, систематизирующие познавательный материал – категории. Кант выделяет 12 категорий:
- Количество: единство, множество, всеобщность;
- Качество: реальность, отрицание, ограничение;
- Отношение: субстанция и акциденция, причина и действие, взаимодействие;
- Модальность: возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность.
Категории – априорные условия возможного опыта, условия возможности природы. Каждая третья категория вытекает из других предыдущих.
Кант пытается объединить рассудок и чувственность через воображение. Воображение соединяет их с помощью схем, которые являются заготовками категорий.
Основные идеи чистого разума: психологическая, космологическая, теологическая. Действительность не соответствует идеям разума. При попытке подвести действительность под идеи, разум впадает в противоречие с самим собой (антиномия).
Суть критики сводится к пересмотру основных философских проблем: Бог, душа и её бессмертие, свобода воли. Антиномии показывают, что разум, чувственность и рассудок бессильны познать мир, как таковой.
Вильгельм Дильтей – Сущность философии
Герберт Спенсер – Синтетическая философия
Артур Шопенгауэр – Мир как воля и представление
Людвиг Андреас Фейербах – Основные положения философии будущего
Карл Маркс – К критике политической экономии. Предисловие
Фридрих Энгельс – Диалектика природы. Глава Основные формы движения материи
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – Наука логики. С чего должно совершаться начало науки?
Иоганн Готлиб Фихте – О понятии наукоучения или так называемой философии. О назначении ученого
Поль Анри Гольбах – Система природы
Дени Дидро – Философские принципы относительно материи и движения
Иммануил Кант – Критика чистого разума
Жюльен Офре де Ламетри – Человек-машина
Готфрид Вильгельм – Лейбниц Монадология
Беркли Джордж – Трактат о Принципах Человеческого Знания
Дэвид Юм – Трактат о Человеческой Природе. Книга первая. О познании