Проект по технологии Новая папка без имени

Проект по технологии "Новая папка Без имени" – обзор информационного пространства. 8 класс.

Информационное общество, его становление и развитие, влияние информации на сферы жизни.


Скачать (89 Kb)


Содержание

1. Введение

1.1. Обоснование проблем
1.2. Цели и задачи

2. Новое разделение мира

2.1. Становление и развитие информационного общества
2.2. Виртуальная реальность
2.3. Сколково
2.4. Виртуальная корпорация
2.5. Осмысление новых реалий

3. Экономическое обоснование проекта

4. Основные источники информации

1. Введение

Работа над этим проектом началась в середине первой четверти. Учитывая специфику и отклонение от тематики уроков технологии все продвигалось очень медленно, точнее даже вообще «никак». Выбор темы проекта определил случай, летом на пляже — родители встретили знакомых с детьми. Так вот, в разговоре, я была разбита «наголову» шестиклассником, как оказалось, он учится в частной элитной школе, денег не жалеют на репетиторов и, была такая фраза: «разумная инициатива не наказуема», поэтому шансы есть. Итак:

Глобальное информационное пространство

Мир переживает революцию в области информационных и телекоммуникационных технологий, которая оказывает возрастающее влияние на настоящую и будущую общественно-экономическую ситуацию во всех странах. Информационная революция коренным образом изменяет сложившиеся представления общества о времени, пространстве, расстоянии и знании. Это отличает нынешний скачок общества в развитии от прежних эволюционных революций, основанных на совершенно иных принципах (преобразованиях и использовании свойств материи и энергии).
Изменения, привносимые в современный мир информационной революцией, выражаются в уникальном значении знаний, которые сегодня служат не просто улучшению орудий труда и принципов организации трудовой деятельности.
Знания превращаются в объект применения к ним творческой энергии людей и знаний более высокого уровня. Эволюция программного обеспечения, например.

1.1. Обоснование проблем и потребностей

В результате, развивающиеся на этой основе процессы ведут к вытеснению материальных стимулов мотивами самореализации личности в процессе производственной деятельности.
Например – учитель выступает носителем общечеловеческих ценностей и творцом личности ребенка – достаточно воспитать одного президента за всю карьеру и, этого будет достаточно (и в материальном отношении – визиты В.В.Путина и Д.А.Медведева в их родные школы дал им (школам) ВСЁ).
Принципиальные изменения отмечаются и в характере труда. Если экономику индустриального типа приводила в движение взаимозаменяемая физическая сила, настроенная на однообразные процессы с рутинным, повторяющимся трудом и соответствующим образованием, то современная экономика сопровождается растущей индивидуализацией труда и резким повышением квалификационных требований к сотрудникам. К примеру, надоевшая уже «всем» повальная компьютерная неграмотность чиновников (блог Д.А.Медведева).
22 июля 2000 года лидерами стран «Большой Восьмерки» принята Окинавская хартия, где подчеркивается, что на информационном этапе своего развития человечество приобретает существенные преимущества по сравнению с традиционными и индустриальными обществами. К ним, прежде всего, нужно отнести:

  • свободу доступа к информации и свободу ее распространения, что способствует более полному раскрытию творческого потенциала граждан;
  • существенное улучшение системы образования и повышение уровня кадров;
    качественное преобразование организации и механизмов управления во всех сферах деятельности;
  • создание дополнительных возможностей для совершенствования здравоохранения, развития телемедицины и санитарно-культурного просвещения населения;
  • принципиально новый уровень информационно-аналитического обеспечения научных исследований и коллективной организации исследовательской деятельности (распределенные вычисления);
  • формирование благоприятной среды для становления и развития «среднего класса» (очень сомнительно).

Таким образом, перед обществом формируются проблемы и задачи не встречавшиеся в истории до сих пор в таком масштабе.

1.2. Цели и задачи

На наших глазах разворачивается грандиозный процесс смены жизненных укладов, определяющих облик исторических эпох. На этой основе совершается переход исторического масштаба: от индустриального к информационному обществу.
Человечество стоит перед гигантским прыжком вперед, оказавшись перед лицом глубочайших социальных переворотов, творческого переустройства всей эпохи и создания цивилизации на новых основаниях:

  • «первая волна» перемен в жизни человечества — аграрная революция, занявшая целое тысячелетие;
  • «вторая волна» — становление индустриальной цивилизации; индустриализация совершалась порядка трех столетий и еще не завершилась во многих странах мира;
  • нынешняя «третья волна» несет с собой совершенно новый стиль жизни, основанный на возобновляемых энергетических источниках, технологиях "электронного коттеджа", отрицающих многие методы и структуры
  • индустриального производства и общественной организации:
    сокращение персонала энергокомплекса;
  • урезание бюрократического аппарата – госуслуги.ру.

Приходящая цивилизация несет с собой свое мировоззрение, свои способы контакта со временем и пространством, со своей логикой и причинно-следственными связями, а также с собственными принципами.
Если индустриальная эра поделила мир на доминирующую цивилизацию и зависимые страны, то сегодняшний мир движется к совершенно иной структуре сил, разделяющий человечество на три конфликтующие цивилизации с соответствующими символами в виде:

  • мотыги,
  • конвейера,
  • компьютера.

Народы цивилизации «компьютера» производят и продают всему миру преимущественно информацию и нововведения, менеджмент(культуру управления) и продукцию массмедиа, новые технологии и программное обеспечение, а также образование, медицинские, финансовые и т.д.
Наибольшую остроту этому процессу придает изменение управленческих структур, адаптирующихся к новым реалиям. Развитие этих процессов порождает гигантский спрос на новые технологии, знания и информацию, и, что еще более существенно на персонал, обладающий способностями к постоянному совершенствованию и более разнообразной деятельности со значительной долей творчества.
Поэтому, цель проекта не в поиске способов решения каких либо задач, но в попытке озвучить круг проблем, с которыми нам придется столкнуться «завтра», в то время, как нынешняя система подготовки кадров учит нас жить «вчера».

2.0. Новое разделение мира

Уже достаточно очевиден тот факт, что новые правила "мировой игры" диктуют развитые страны Запада. А правила эти таковы, что "ценой" присоединения к новому миру является утрата существенных элементов национальной независимости.
Нарастающая информатизация бизнеса и финансов влечет их перемещение в виртуальное пространство, вызывающее разрушение традиционных институтов национального суверенитета (кредиты МВФ).
Информационные технологии обеспечивают экономическое и культурное вторжение в жизнь стран и народов "мотыги и конвейера".
Однако общее направление процесса сегодня уже достаточно ясно: глобальная гонка будет выиграна теми странами, которые закончат свой переход к информационной цивилизации в кратчайший срок, с минимальными усилиями и без разрушительных внутренних социальных потрясений.
Распространение информационных технологий резко изменяет относительную ценность ресурсов, выводя на первый план интеллект и финансы как наиболее мобильные силы и средства современной экономики.
Важнейшим практическим следствием становится обесценивание традиционных технологий и продуктов их применения по мере распространения ВЫСОКИХ технологий.
Например, технологически развитые страны проводят в последнее время политику "сбрасывания" за пределы своих национальных территорий не только экологически опасных, но также "интеллектуально грязных" и примитивных производств с низкой долей наукоемкой продукции.

2.1. Становление и развитие информационного общества

В складывающемся мире важнейшим ресурсом оказывается не традиционное географическое пространство с закрепленными на нем физическими людьми и производственными мощностями, а интеллект и финансы, не знающие материальных границ и легко перемещающиеся в виртуальном пространстве с помощью информационных технологий.
Отсутствие территориальной "привязки" ключевых ресурсов позволяет информационно-коммуникационным лидерам овладевать ими и использовать в своих целях без какого-либо физического вмешательства. Эффективное освоение чужих территорий становится возможным без учета состояния кадрового потенциала и благосостояния основной части населения страны -жертвы путем использования для достижения поставленных целей информационно-технологической локализации и фактического изъятия из общества носителей интеллекта и финансистов.
Бурное развитие информационных технологий выдвинуло в число важнейших ресурсов развития фактор времени. О значении данного фактора в современных условиях свидетельствует как волна банкротств компьютерных фирм в США по причине морального устаревания осваиваемой в производстве техники еще до выхода на рынок, так и наращивание успехов компаний, концентрирующих свои усилия на "чистой" сфере разработки идей и новых принципов.
Более медленный масштаб "технологического времени" материального производства оказывается причиной его непривлекательности на фоне ускоряющегося (чистого) производства ценных знаний, что влечет утрату его финансирования.
Следовательно, «компьютеризация всей страны», влечет за собой значительные трудности в социально – экономической сфере.

2.2. Виртуальная реальность

Для понимания происходящих процессов необходимо иметь в виду изменение характера и стиля жизни в результате ее масштабной информатизации.
Если индустриальная эпоха концентрирует внимание и усилия общества на решении проблем производства и предоставления благ, то после двух столетий технологической революции производство любой вещи перестает быть сложной проблемой.
Проблемой номер один становится:

  • реализация продукции,
  • выбор из многообразия образов, стилей, стандартов, марок и товарных знаков.

Материальная реальность при этом не ликвидируется, но симулируется, сохраняя атрибутику этой реальности в форме виртуальной операционной среды, в которой удобно создавать и демонстрировать образы.
Эту операционную среду создают информационно-коммуникационные комплексы, отображающие на экранах компьютеров атрибутику реальности.
Для принятия решений пользователю уже не нужны сами вещи, а достаточно их образов.
От лишних затрат, как раз и избавляет применение информационных технологий.
Определение "виртуальный" становится ключевым в современной теории управления.
В виртуальной реальности становится возможным разрабатывать инновации без необходимости их материального воплощения.
Сегодня появились условия для создания бесчисленных модификаций вещей, не затрагивая их функциональных свойств и не осуществляя затрат материального производства, но демонстрируя участникам рынка высочайшую инновационную активность.
Искусная имитация технологического прогресса позволяет креативным (творческим) компаниям получать "справедливую цену" только за виртуальное производство инноваций.
Здесь появляется мысль о…

2.3. «Сколково»

Задача «Сколково» — коммерциализация инноваций, что тут особенного?
Например атомный проект Курчатова, или ракетный Королева — создание гигантских НИИ и КБ, затраты в полбюджета страны…
Последствия — новое стратегическое равновесие, передел мира и т.п.
И, самое важное — появление новой, невиданной породы людей: атомщиков, ракетчиков… Их вторжение в жизнь со своим духовным миром, образом жизни.
С точки зрения «Сколково»– две успешные инновации, изменившие МИР.
Это обстоятельство подтверждает тезис о знаниях – именно знаниях иного качества.

2.4. Виртуальная корпорация

Виртуальная корпорация представляет собой временный альянс независимых компаний для совместного решения важных задач под потребности крупных заказчиков и потребителей комплексных решений.
Сетевые структуры, выходящие за пределы предприятия, обладают новыми возможностями для формирования рыночных и хозяйственных объединений.
В результате размывания границ между предприятиями исчезают традиционные разграничения между внутренними и внешними членами организаций.
Виртуальное предприятие обладает всеми возможностями традиционного предприятия, но не имеет привычных физических границ.
Функционирование сетевых объединений, выходящих за границы отдельной компании, возможно только на основе взаимодействия современных информационно-коммуникационных систем Интернета (внешней среды) и Интранета (внутренней сети).
Их применение для организации бизнес-процессов позволяет обеспечить достижение нового качества экономической деятельности.

2.5. Осмысление новых реалий

Постиндустриальные реалии изменяют весь комплекс международных отношений и выводят на первый план геоэкономические факторы, для которых не существует географических и государственных границ.
Новый мир становится все более культуроцентричным.
Культурный империализм утверждает, что один набор ценностей заведомо выше и лучше другого.
Именно поэтому пробуждающиеся в незападном мире национализм и фундаментализм проявляются как реакция на горечь, прежде всего, культурных, а не политических или экономических потерь.
При этом в проигравшей стране возникают социально – психологические комплексы, объясняющие например, ностальгические воспоминания о могуществе СССР у людей старшего поколения (крайне противоположные, кстати):

«Самым унизительным видом поражения является культурное поражение. Это единственное поражение, которое нельзя забыть, потому что вину за него нельзя возложить на невезение или на варварство врага. Оно влечет за собой не только признание собственной слабости, но и унижение от необходимости спасать себя, учась у победителя, которому приходится подражать, одновременно ненавидя его».

Ж. Равель министр культуры Франции

3. Экономическое обоснование проекта

В привычных материальных ценностях затруднительно дать какую – либо оценку, но вот в морально – этическом понимании могу отметить такие моменты:
пришлось прочитать около двухсот страниц академического текста по экономике и политике;
почти каждый день смотреть 8 – ми часовые новости с комментариями папы — о политике, мамы — об экономике;
у меня повысилась социальная активность – олимпики;
удивило то обстоятельство, что в культурно – философском плане, до сих пор не определено понятие «медиа» (клип, фильм, песня, стих), как сущности, т.е. – изделия это, или продукты производства?
Одним словом – было очень интересно, так как задачи стояли нетипичные.

4. Основные источники информации:

По материалам Рубанова В. А. (Главный научный сотрудник Института Социально-политических Исследований РАН, действительный госсоветник
Российской Федерации 1 класса) к докладу на международном семинаре в МГУ 2003 год.

  1. Доклад специальной группы ООН по информационным технологиям. 2000 г. http://www.isn.ru/index 152.shtml
  2. Иноземцев В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире. В кн.: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/ Под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999
  3. Тоффлер Э., Тоффлер Х.. Создание новой волны цивилизации. Политика третьей волны. Turrer Publishing, Inc. Atlaqnta, 1995. (http:// www.freenet.bishkeck.su/jornal/n5/JORNAL 511.htm)
  4. Окинавская хартия Информационного общества (G8) http://www.iis.ru/events/okinava/charter.ru.html
  5. Н. Иванов: Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. МЭиМО. №3, 2000

Теги:

Рубрики:

Информатика

Просмотры: 5 234