В основе произведения лежит «переоценка всех ценностей». Основной части, состоящей из 383 отрывков, предшествуют 63 эпиграммы. Заканчивается книга 14 стихотворениями. Работа написана в свойственной Ницше афористической манере. В книге часто упоминается о недугах, от которых сильно страдал философ. Они оказали влияние на философию Ницше. Сам он пишет, что вся эта книга есть ни что иное, как веселость после долгого воздержания и бессилия, ликование возвращающийся силы.
По мнению Ницше, философы не вольны проводить черту между душой и телом, душой и духом. Жить – значит постепенно превращать все, что нас составляет, в свет и пламя. Только великое страдание есть последний освободитель духа.
«Весёлая наука» не определяет какую-либо философскую систему. Ницше рассматривает вопросы сущности зла, связи искусства с природой. Именно в этом произведении появляется афоризм «Бог умер», как отождествление с нравственным кризисом человечества и утраты веры в абсолютные моральные законы.
Вильгельм Дильтей – Сущность философии
Герберт Спенсер – Синтетическая философия
Артур Шопенгауэр – Мир как воля и представление
Людвиг Андреас Фейербах – Основные положения философии будущего
Карл Маркс – К критике политической экономии. Предисловие
Фридрих Энгельс – Диалектика природы. Глава Основные формы движения материи
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – Наука логики. С чего должно совершаться начало науки?
Иоганн Готлиб Фихте – О понятии наукоучения или так называемой философии. О назначении ученого
Поль Анри Гольбах – Система природы
Дени Дидро – Философские принципы относительно материи и движения
Иммануил Кант – Критика чистого разума
Жюльен Офре де Ламетри – Человек-машина
Готфрид Вильгельм – Лейбниц Монадология
Беркли Джордж – Трактат о Принципах Человеческого Знания
Дэвид Юм – Трактат о Человеческой Природе. Книга первая. О познании