Главным мотивом сущности философии является попытка объяснить фундаментальную несовместимость в структуре философского знания: с одной стороны её претензии на объективность и общей значимости, а с другой стороны – теми многообразными формами философской аргументации, созерцания и постижения, которые встречаются в ходе исторического развития.
К сущности философии, по Дильтею, принадлежит метафизический порыв, стремление к универсальности и систематичности, рациональному осмыслению реальности. Однако понятия, которые используют философы, не являются застывшими формами, а «высшие принципы» – неизменными и бессодержательными «началами». Их источник – в душевной жизни каждого отдельного философа. Душа человека – не абстракция, а имеет внутреннюю структуру, которая очень многообразна. Целеполагание характеризует духовную деятельность личности, придавая всему её разнообразию внутреннюю связанность и единства. Изучением структурной специфики душевных явлений, всех психических переживаний должна, согласно философу, заниматься понимающая психология, которая понимает и описывает весь сложный внутренний опыт в опоре на самонаблюдение. Однако, по Дильтею, индивидуальные позиции и целеполагания, если глубоко понять и истолковать их источники, кроется в историчности, они присущи целым обществам, а порой и всему человечеству.
Духовные цели, смыслы и содержания, осуществляя себя в языке, в высказываниях многих людей, так или иначе проникают в душевную жизнь каждого человека и обуславливают общее миросозерцание и мировоззрение. По Дильтею, именно тип мировоззрения лежит в основе той или иной интеллектуальной системы. Философия не свободна от общего духа культуры, от исторически определённый смысловой стихи.
Итак, в системе Дильтея сущность философии состоит в стремлении выразить и связать всю совокупность воззрений, переживаний, ценностей и целей так, как они даны в конкретном эмпирическом или историческом сознании, когда само это сознание «возвышается до разумения с моего поведения». Нетрудно увидеть в этих идеях основополагающие предпосылки современной герменевтики.
Вильгельм Дильтей – Сущность философии
Герберт Спенсер – Синтетическая философия
Артур Шопенгауэр – Мир как воля и представление
Людвиг Андреас Фейербах – Основные положения философии будущего
Карл Маркс – К критике политической экономии. Предисловие
Фридрих Энгельс – Диалектика природы. Глава Основные формы движения материи
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – Наука логики. С чего должно совершаться начало науки?
Иоганн Готлиб Фихте – О понятии наукоучения или так называемой философии. О назначении ученого
Поль Анри Гольбах – Система природы
Дени Дидро – Философские принципы относительно материи и движения
Иммануил Кант – Критика чистого разума
Жюльен Офре де Ламетри – Человек-машина
Готфрид Вильгельм – Лейбниц Монадология
Беркли Джордж – Трактат о Принципах Человеческого Знания
Дэвид Юм – Трактат о Человеческой Природе. Книга первая. О познании