"Опыт о человеческом разумении" Джона Локка посвящен эмпирической теории познания. По мнению Локка, разум – самая возвышенная способность души, а пользование им приносит наслаждение более сильное, чем пользование другой способностью.
Целью работы является исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. В основе метода Локка лежат 3 составляющих:
- Исследовать происхождение идеи и путей их получения разумом
- Выяснить, к какому познанию приходит разум через эти идеи
- Понять природу мнения
Трактат состоит из четырех книг. Вторая книга посвящена теории происхождения идей из чувственного опыта. Под понятием идея Локк подразумевает все, что является объектом мышления, чем занята душа во время мышления; все то, что ум воспринял в себя и чем он может затем оперировать. Исходным материалом знания являются простые идеи. Нет врожденных идеи или первоначальных знаков – разум получает идеи из опыта, направленного на внешние предметы (чувства, ощущения) или внутренние действия разума (рефлексия, деятельность ума).
Во второй книге Локк рассматривает особенности двух способов получения идей; поднимает вопросы о том, может ли душа мыслить постоянно и приходят ли идеи во сне; исследует простые и сложные идеи, деятельность ума, модусы, виды идей (ясные и смутные, отчетливые и путанные, реальные и фантастические, адекватные и неадекватные, истинные и ложные); рассуждает о теории пространства и времени и применяет её к описанию идей.
В ответ на сочинение Локка Лейбниц написал работу «новые опыты о человеческом разумении», где рассматривает те же вопросы, но с совершенно другой точки зрения.
Таким образом, чувственная теория познания Локка и интеллектуальная теория познания Лейбница оставались основными концепциями до переосмысления их Кантом.
Вильгельм Дильтей – Сущность философии
Герберт Спенсер – Синтетическая философия
Артур Шопенгауэр – Мир как воля и представление
Людвиг Андреас Фейербах – Основные положения философии будущего
Карл Маркс – К критике политической экономии. Предисловие
Фридрих Энгельс – Диалектика природы. Глава Основные формы движения материи
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – Наука логики. С чего должно совершаться начало науки?
Иоганн Готлиб Фихте – О понятии наукоучения или так называемой философии. О назначении ученого
Поль Анри Гольбах – Система природы
Дени Дидро – Философские принципы относительно материи и движения
Иммануил Кант – Критика чистого разума
Жюльен Офре де Ламетри – Человек-машина
Готфрид Вильгельм – Лейбниц Монадология
Беркли Джордж – Трактат о Принципах Человеческого Знания
Дэвид Юм – Трактат о Человеческой Природе. Книга первая. О познании